12:59 

Скрытый потенциал в ассортиментной матрице

Во-первых, что такое ассортиментная матрица? Ассортиментная матрица — эта та номенклатура товаров или услуг, которые вы продаете, на которых зарабатываете деньги.

Как обычные люди подходят к ассортименту? Обычные люди подходят обычным образом — и неудивительно, что у них получаются обычные результаты.

Как будем делать ассортимент? — Будем продавать то, что нужно нашим покупателям. —Широким должен быть ассортимент? — Конечно, широким, чем шире тем лучше. — А что будем делать с наценкой? — Поставим самую низкую. Так будут больше покупать. — А вдруг что-то не будут покупать? — Тогда и продавать не будем. :)

Спасибо, Кэп

Так и подходят в Москве, в Питере, в российской глубинке, да и везде к вопросу выбора ассортимента. Что идет, то продаем. Вроде бы логика железная, и что тут еще придумаешь? Ан нет. В нашем мире знают, что в самой по себе ассортиментной матрице, в самом подходе к выбору товаров и ценообразованию лежит мощнейший потенциал роста продаж. Мы любим чит-коды — неочевидные решения в бизнесе, которые не так легко разгадать со стороны, но легко реализовать любому.

Мы исповедуем следующий подход: из любой области бизнеса можно выжать максимум. В частности, максимум можно выжать даже из того, какие товары вы продаете. Прежде всего, у нас нет цели на всех товарах зарабатывать одинаковое количество денег, на все товары держать одинаковую наценку, и подход к ассортиментной матрице у нас тоже нестандартный.

Наша ассортиментная матрица решит три самых наболевших проблемы в любом бизнесе:

Как создать поток новых клиентов?
Как сохранить высокую прибыльность, не растеряв ее на скидках и низких ценах?
Как сохранить статус и не восприниматься, как «Рога и копыта»?
Чтобы не запутаться, представим вам создание ассортиментной матрицы по частям.

Прежде всего, у нас нет цели на всех товарах зарабатывать одинаковое количество денег, на все товары держать одинаковую наценку, и подход к ассортиментной матрице у нас тоже нестандартный.
Товар-локомотив не создается для прямого получения прибыли — скорее, он позволяет создать очередь из клиентов.
Нужно понимать, что любой поток клиентов является неоднородным. Ради двух крупинок золота мы должны быть готовы промыть тонну грязи. Поток, который создаст вам товар-локомотив, разделится на несколько категорий:

Неадекватные бабушки-кошатницы, готовые подать на вас в суд по любому поводу.
Клиенты, покупающие только самое дешевое.
Клиенты, выбирающие по цене, качеству, срокам, репутации, т.е. комплексно.
VIP-клиенты, покупающие решение проблемы за деньги.
Хочу заметить, что для последнего типа клиентов определяющим фактором является не лучшая цена, а в принципе количество денег, которое он готов потратить на решение задачи.

Клиентский поток обязательно разделится на тех, кто не купит ничего и, быть может, даже негативно отреагирует на тех, кто купит сам товар-локомотив. В нем же будут и те, кто помимо товара-локомотива купят что-то еще. Ну и, конечно, обязательно будут люди, которые предпочтут более дорогую, но качественную модель.

Проблемой большинства бизнесменов является то, что, не увидев всю картину, не рассчитав итоговые показатели, по двум-трем негативным прецедентам (жалобы продавцов на клиентов-халявщиков) они ставят крест на эффективном инструменте. «Все, сдаюсь. Отменяем этот товар-локомотив. От него одна головная боль».

Чтобы снизить количество негатива и со стороны клиентов, и со стороны сотрудников, нужно для начала понять его причину. Причиной зачастую является разочарование в том, что только один товар стоит дешево, а все остальные дорого. Такое резкое расхождение между обещанием и фактом создает ощущение обмана, коим, в сущности, и является. Для того чтобы минимизировать негативную реакцию на товар-локомотив, вам необходимо резкий перепад цен выровнять и сделать плавным.

Проблемой большинства бизнесменов является то, что, не увидев всю картину, по двум-трем негативным прецедентам (жалобы продавцов на клиентов-халявщиков) они ставят крест на эффективном инструменте.
Если рекламируется дрель за 350 руб., то в предложении должны быть дрели за 500 руб., 800 руб., 1000 руб., 2000 руб., 5000 руб., 7000 руб. и 10 000 руб. Плавное распределение цен позволит каждой категории из потока клиентов найти свой товар. Сумасшедшие бабушки так ничего и не купят. Борцы за цены уйдут с акционным товаром и радостью на душе. И обязательно найдется человек с тихим голосом и странным взглядом, который купит самую дорогую дрель, которая есть.
Если рекламируется дрель за 350 руб., то в предложении должны быть дрели за 500 руб., 800 руб., 1000 руб., 2000 руб., 5000 руб., 7000 руб. и 10000 руб.
Товары — поставщики прибыли

Следующая категория товара — товары — поставщики прибыли — это те товары, на которых у нас есть цель заработать. Например, товаром-локомотивом является шуба за 15 000 рублей, которая выполнена достаточно качественно из кусочков норки, а зарабатываем мы на цельной норке. Дрель за 350 рублей — мы на ней не зарабатываем, однако зарабатываем на более дорогих моделях. На акриловой ванне за 13 000 рублей— мы не зарабатываем, но на акриловой ванне за 26 000 рублей мы зарабатываем вполне. Далеко не всем людям нужна акриловая ванна за 13 000, но, не зная ценовой уровень, их эта цена привлекает, что позволяет нам привлечь много покупателей, которые хотят ознакомиться с ценами и увидеть товар.

Очень часто товар — поставщик прибыли может быть даже дешевле товара-локомотива. Приведу пример из нашей практики на рынке сантехники. Одним из наиболее раскрученных брендов являются смесители Hansgrohe. Снизив наценку на один из смесителей до нуля, мы привлекли большой поток потенциальных покупателей, причем нацеленных на качественный товар. Основные деньги мы зарабатывали на итальянских смесителях, недавно появившихся на рынке, которые были дешевле Hansgrohe, но реально не уступали по качеству. Менее раскрученный поставщик давал нам такую входную цену, по которой мы могли зарабатывать больше, даже продавая дешевле.

Очень часто товар — поставщик прибыли может быть даже дешевле товара-локомотива.
Товары для продажи сверху

Мне нравится фраза: «Дьявол в деталях». Так и в продажах — большие деньги лежат в мелочах. Однако к мелочам у нас отношение несерьезное. Какие уж там деньги на ручках, креплениях и чехлах? Деньги есть, и причем немалые. Еще одной эффективной стратегией является практика легкого входа за счет нулевой наценки на основной товар и зарабатывании на сопутствующих.

Этой стратегией мы пользовались, продавая акриловые ванны с наценкой 10—15%. Конечно же, основные деньги мы зарабатывали на полиуретановых ручках, ковриках, подголовниках и системах гидромассажа. За примерами далеко ходить не приходится: всем известная «Евросеть» продавала огромными партиями телефоны с наценкой 5%, и в нагрузку такими же партиями улетали карты памяти, чехлы, наушники и мини-колонки. Также хороший доход Евгений Чичваркин получал за счет комиссионных от тройки операторов за подключение абонентов.

Хочу вас сразу спустить на землю. Сами по себе сопутствующие товары продаваться не будут. Одним из инструментов, запускающих продажи сопутствующих товаров, является модуль «С этим товаром обычно покупают», прикрученный к каждой карточке товара у вас на сайте. Обязательным условием является прописание специального блока в скрипты (речевые модули) продавцов и соответствующая проверка соблюдения посредством прослушки разговоров либо проверкой тайным покупателем.

Какие уж там деньги на ручках, креплениях и чехлах? Деньги есть, и причем немалые.
Золотой унитаз, или товары для статуса

Еще одной категорией товаров являются товары для статуса — так называемый золотой унитаз, товар, который является сверхдорогим. Проектируя товарную матрицу и внедряя товары-локомотивы, вы можете испугаться имиджа «шарашкиной конторы», где продается только дешевый ширпотреб.

Если же в нашей ассортиментной матрице есть очень дорогие и статусные товары, то наша репутация не страдает. Наоборот, нам даже проще торговать сверху вниз: начиная с разговоров, почему это так дорого стоит, мы можем спуститься на уровень ниже и сказать: этот товар без переплаты за какой-либо бренд, но тем не менее хорошего качества. На этом принципе построены очень многие рынки. Например, на рынке автозапчастей клиенту постоянно предлагается вилка: оригинальная, но дорогая запчасть, либо неоригинальная, но приемлемая по цене.

Товар для статуса мы обязаны иметь в своей ассортиментной матрице, даже если он не продается или продается раз в год.
Товар для статуса мы обязаны иметь в своей ассортиментной матрице, даже если он не продается или продается раз в год. Но, не понимая этого принципа, люди убирают все неходовые товары из своей матрицы. Следовательно, для них исчезает возможность таких преимуществ.
Товары-заменители

Необходимо помнить о еще одной категории товаров, которые называют товарами-заменителями. Если я покупаю цветы, то выбираю между плюшевым мишкой, конфетами и цветами. Если в магазине нет плюшевого мишки, то я могу уйти в другой магазин и купить мишку там. Если я хочу помыться, то я могу воспользоваться душевой кабиной и ванной. Если у нас нет в ассортименте душевых кабин помимо ванных, мы теряем огромную часть покупательской аудитории. Плитка и мозаика? Это тоже примеры товаров-заменителей.

Поэтому вопрос подхода к ассортиментной матрице из того, что должно быть представлено в каталоге, на сайте, коммерческом предложении, — это хороший вопрос, над которым стоит серьезно задуматься после этой статьи.

Бесплатные товары, или услуги для первого шага

Как-то раз на одном из занятий Бизнес-молодости в Калининграде мы пригласили гостя, бизнесмена с 12-летним стажем. Он владеет крупнейшей сетью компьютерных магазинов в регионе.

Я спросил его под конец занятия:

— Если бы вы оказались на месте наших студентов с нулем в кармане, начиная с самого начала, имея лишь опыт и мозги сегодняшнего дня, как бы вы начинали? — он дал воистину гениальный ответ:
— Я бы наскреб денег на образцы и поставил бы их клиенту бесплатно в качестве пробной партии. Затем бы сделал все, чтобы образцы были проданы. Тогда бы мне не пришлось уговаривать клиента, что мой товар продается, и долго рекламировать себя. Мы просто обсудили бы условия поставки.
— А если бы вы продавали услуги?
— Тогда еще проще. Оказал бы услугу бесплатно и вложил бы в работу всю душу. Надо же зарабатывать доверие как-то.

Так в нашем мире родилась еще одна категория услуг и товаров — это бесплатный первый шаг. Для того чтобы упростить жизнь себе, продавцам и покупателям, создайте для них на системном уровне бизнеса легкую точку входа: бесплатный первый шаг, благодаря которому человек может ознакомиться с вашим бизнесом, не тратя больших средств и усилий.

Для того чтобы упростить жизнь себе, продавцам и покупателям, создайте для них на системном уровне бизнеса легкую точку входа: бесплатный первый шаг, благодаря которому человек может ознакомиться с вашим бизнесом, не тратя больших средств и усилий.
Это может быть бесплатная консультация, бесплатный замер окон, дизайн-проект, первое бесплатное занятие в школе английского языка, пробная партия, демо-период. Внедрение такой категории бесплатных или очень дешевых услуг, формирующих доверие к вам, является сильнейшим инструментом.

При формировании ассортиментной матрицы вы должны обозначить каждую категорию товаров, которую будете продавать, выделить товары-локомотивы, не забыть товары-заменители, выделить обязательно те товары, на которых вы будете зарабатывать деньги, т.е. основных поставщиков прибыли, обязательно не забыть про товары для статуса. В таком исполнении вам станет работать намного проще, прибыльнее и приятнее.

Комментарий автора

Интересно, как отложилась эта информация в вашем сознании. Кому-то эта информация была уже давно известна. Для кого-то обрывки знаний превратились в целостную картинку. Может быть, среди вас найдутся и те, для кого мысли из этой статьи станут определяющими в вашем бизнесе. Желаю вам успехов и жду ваши мысли в комментариях.

@темы: бм,бизнес молодость,бизнес молодость реальные отзывы,бизнес молодость петр осипов,бизнес молодость прект,бизнес молодость скачать,как начать свой бизнес

URL
   

Бизнес Молодость

главная